Сценарий мероприятия «Дорожить званием кадета».
Цель: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственность, чувство долга; развитие положительного отношение к военной службе; воспитание уважения к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждение готовности стать защитником Отечества, формирование представления учащихся о духовно- нравственном смысле понятия "честь", "патриот".
Задачи:
· Способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества.
· Формировать позитивную оценку нравственных качеств: честь, долг, благородство.
· Способствовать осознанию собственных возможностей в выборе будущей профессии, связанной с Вооружёнными силами России.
· Воспитывать коммуникативную культуру.
Оформление:
-презентация с портретами известных кадетов (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.С. Лесков)
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Добрый день! Уважаемые учащиеся, учителя! Мы рады приветствовать вас на мероприятии «Дорожить званием кадета»
Ведущий 2: Как вы уже догадались, разговор наш пойдёт о кадетах, кадетском братстве, кадетском движении, кадетских традициях. Традиции - это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Кадетские традиции, которые так привлекательны для современной молодежи, складывались на протяжении XVIII—XIX в. в первых кадетских корпусах. Каковы истоки этих традиций? Годятся ли они для современной молодежи? В чем причина такой популярности кадетских корпусов в наши дни? Эти вопросы мы обсудим сегодня. Представляю наших : военных историков и знатоков кадетских традиций. Слово историкам - краткая историческая справка о детстве кадетства.
Выступление кадетов историков
Кадет – историк № 1: Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, но не произведённых в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.
Кадет историк № 2: В России первые закрытые учебные заведения для кадетов появились при Петре I. Это были учебные заведения интернатного типа, в которых готовились офицерские кадры для русской армии, а также чиновники для государственной службы. Но учебный процесс в этих заведениях был несовершенным. Армия и флот испытывали страшную нехватку профессиональных офицеров. Нужна была новая система организации военного образования, которая сделала бы военную службу престижной и привлекательной.
Так появилась идея создания новых закрытых школ – кадетских корпусов.
Кадет – историк № 3: В 1732 г появился Первый кадетский корпус. В нем учились генерал Пётр Александрович Румянцев, многие герои русско–турецких войн, победители Наполеона. А второй кадетский корпус был открыт ровно через 30 лет, в 1762 году. Это учебное заведение стало крупнейшим в России центром по подготовке артиллерийских инженерных кадров русской армии. В числе его выпускников – сам фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов. Впоследствии он был руководителем Первого кадетского корпуса.
Кадет историк № 1: В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской кадетский корпус, который стал центром подготовки офицеров для российского флота. Среди выпускников – адмиралы Федор Федорович Ушаков, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Петрович Лазарев, отважные мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.
Кадет – историк № 2: 49 кадетских корпусов было создано в России за 200 лет. Это были учебные центры по подготовке элиты русского общества – офицеров, государственных чиновников, общественных деятелей.
Ведущий 1: Какие современные кадетские школы вам известны? (Нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, кадетские классы). Обратимся за помощью к знатокам кадетских традиций
Выступление знатоков кадетских традиций. «Школа выживания»
Знаток №1
Учёба в кадетском корпусе была для первых кадет настоящей школой выживания. Будущих воинов родители отдавали в корпус с 6, а то и с 4 лет. Тут на казарменном положении дети находились, пока им не исполнится 21 год. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на 15 лет и «даже во временные отпуска их брать не будут».
Знаток №2.
Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный. Дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые упражнения – 4. Температура в классных помещениях была не выше 15 градусов.
Знаток №3.
В распорядке дня отводилось время и для молитвы, и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение языков.
Знаток №1.
Телесные наказания кадетов не приветствовались. Но выбор наказаний был богатым:
- выговоры при собрании своих товарищей
-штрафной стол (т.е питание отдельно от товарищей)
- сажание под арест и на осла (дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла считалось бесчестьем)
- лишение постели и подушек
- одевали специальный штрафной китель чёрного цвета
- прислуживание кадетам во время обеда
- ограничение в питании (хлеб, вода)
- заключение в кандалы
Знаток №2
Несколько раз в году кадеты сдавали экзамены, которые проходили публично в присутствии высших чинов военного ведомства. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями. А выпускники, отличившиеся в учёбе, приобретали право на чин поручика, а также могли за казённый счёт «отправляться в чужие края на три года».
Знаток №2
Выпускников не теряли из виду, следили за их воинскими успехами. Особенно это касалось георгиевских кавалеров. Имена выпускников, награждённых орденом святого Георгия, заносились на мемориальные доски. Были и специальные «черные доски», на которые заносились имена погибших в боях с кратким описанием их подвигов. Всё это давало образцы для подражания, наполняло сердца кадет гордостью за своих товарищей, за своё учебное заведение.
Блок обсуждения.
Ведущий 1: Да, учёба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – всё это было нелегко, особенно для маленьких детей. Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих днтей и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаясь с детьми на долгие годы? Что вы думаете по этому поводу?
Примерные ответы детей:
- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.
- Бедность – многие учились за государственный счёт.
- Раньше семьи были многодетными, детей не так опекали как сейчас
- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.
- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством.
Ведущий 1: Какие порядки в кадетских корпусах вам понравились, а какие показались чрезмерно суровыми? (Ответы детей)
А что же заставляло бедных детей, да ещё и самых маленьких терпеть все эти суровые условия кадетских корпусов? (Ответы детей)
А может быть, для этого были другие причины? Может быть, все дело в кадетской символике? Послушаем, что нам расскажут историки.
Выступление кадетов историков. Кадетская символика
Кадет – историк № 1: Кадеты - это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, портупеи, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах, «офицерские» козырьки на фуражках. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки.
Кадет – историк № 2:
К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы нужно заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодёжи. На кадет смотрели как на представителей будущей военной элиты.
Кадет – историк № 3:
В каждом кадетском корпусе были свои значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам - воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке. У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.
Ведущий 2: Может быть, именно эти значки, жетоны, красивая форма, армейские элементы в одежде привлекали кадетов, помогали им переносить тяжести казарменной жизни?
Примерные ответы детей:
· Конечно, это имело большое значение: всем хотелось выделиться
· Вряд ли, ведь кадеты не так часто выходили на люди, в основном они находились в корпусе или лагере, где все были такими же, как они.
· Все эти символы и атрибуты объединяли кадетов в одну семью, в одно братство. С ним было жалко расставаться.
«Честь имею!» О кадетских традициях.
Ведущий2: Жетоны, значки, знамёна – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи - это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.
Самая главная традиция – служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо, с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи ранеными (а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй. (Слайд 13)
Что скажут нам знатоки кадетских традиций?
Знаток 1: Ещё одна традиция – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.
Кадеты - это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция. Кадетами были полководцы – фельдмаршал П. Румянцев и генерал А Брусилов, адмиралы – Ф.Ушаков, П.Нахимов, декабристы – П.Пестель и К. Рылеев, писатели – В.Даль и А. Куприн, поэты – Ф. Тютчев и С. Надсон, композиторы _ Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Скрябин, художник В.Верещагин, учёный – биолог И. Сеченов. Много талантливых людей вышли из стен кадетских корпусов. (Слайд 11)
Знаток2: Ещё одна традиция – порядочность и честь. Поясню на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал – лейтенанту А.И. Татищеву. И, хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорблённый Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызвало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.
Знаток 3: Чувство войскового товарищества – ещё одна замечательная кадетская традиция.
Знаток 1 Ведущий1: Итак, главные традиции кадетов.
Какую из этих вы считаете главной?
Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными?
(Ответы детей)
Ведущий 2: Кадеты нашей школы с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, интересуются книгами и журналами о героях России, принимают участие в обсуждении книг на читательских конференциях, активно участвуют в поисковой работе, сотрудничают со школьным музеем, проводят экскурсии, с сочувствием и переживанием относятся к старшему поколению, рассуждают о том, что могут сделать для своего Отечества. Учащиеся ежегодно принимают участие в Фестивале военно – патриотической песни, концерте «Мы этой памяти верны», «День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты», акции «Внуки Победы». Все это стало доброй традицией школы. На всех мероприятиях звучат песни в исполнении кадет.
Звучит песня «Гимн кадетов»
Наше мероприятие завершилось
Какие впечатления остались у Вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали.