Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся
для формирования их социальной активности,
коммуникативной и информационной компетентностей (слайд 1).
Школа готовит нас к жизни в мире,
которого не существует.
Альбер Камю (20 век)
Источник изменений
В университете понятие «новые стандарты» и «современная стратегия воспитания» школьников были понятиями туманными. Поэтому на первых ступенях своего классного руководства приоритетным инструментом воспитательной работы я выбрала бесценный опыт старших коллег (слайд 2).
Я проводила классные часы, беседы, лекции, чаепития, просмотры фильмов и использовала другие приёмы из методического арсенала классного руководителя, чтобы сеять в сердцах моих пятиклашек «разумное, доброе, вечное». Но каждый раз я понимала, что всё это мне до боли знакомо…Так проходили классные часы в моём 5 «в» классе в 2001 году, когда я сама была ученицей.
Я наблюдала, что и дети имеют значительно больший потенциал, хотят действовать, быть активными, открывать самих себя и изучать новый, развивающийся мир, в котором им жить (слайд 3).
2020-2021 год.
Участвуем только в общешкольных мероприятиях по плану:
- конкурс творческих работ «Букет учителю» - 1 место,
- конкурс поделок «Новогодняя сказка» - 1, 2 место,
- конкурс поделок «Птичья столовая» - 2 участника (совместно с родителями),
- конкурс рисунков к 8 марта - 1 место.
Сразу выявилась небольшая группа детей активных, которые не боятся проявлять себя. Есть дети, которые не могут или не хотят принимать участие в подобных мероприятиях. Но это совсем не значит, что они безынициативны, они могли бы проявить себя в чём-то другом.
Передо мной возникает проблема: используемые приёмы воспитательной деятельности не дают реализовать все ресурсы класса и раскрыть потенциал моих воспитанников (слайд 4).
Решить данную проблему я смогу, только устранив противоречие между необходимостью по-новому осуществлять воспитательную работу и недостатком определённых знаний и умений в области применения технологий, обеспечивающих достижение новых воспитательных результатов.
В поисках ответов…
В работе классных руководителей лицея я не вижу единого подхода к решению данной проблемы. Некоторых классных руководителей устраивает, что в их классе «действуют» одни и те же, другие проводят внеклассную работу для детей в формате «принудиловки». Некоторые педагоги говорят, что тоже видят проблему, но как её решить не знают, поэтому идут по «пути проб и ошибок».
Интересуясь вопросом «Как активизировать внеклассную деятельность детей?», читаю учительские форумы (слайд 5). Учителя из разных регионов страны остро обсуждают воспитательные моменты. Многие задаются теми же самыми вопросами: (слайд 6) «Как активизировать…», «Как побудить действовать?», «Как сформировать социальную активность? », «Какие современные формы взаимодействия использовать?».
В комментариях педагогов похожие вопросы «Что предложить, чтобы и результат был, и повторить захотелось?», «На какие формы воспитательной работы обратить внимание?», «Что обновить во взаимодействии с учащимися?».
Понимаю, что тема на сегодняшний день очень актуальна.
Начинаю учиться. Читая статьи, посвященные данной теме, осознаю, что особое внимание нужно уделить самим детям: их предпочтениям, интересам и возможностям.
Так что же нужно современным детям? Прежде чем обвинять их в лени и быстром угасании интереса к разным видам деятельности, нужно понять, с кем мы имеем дело.
На одном из сайтов «об актуальном» (zillion.net) читаю (слайд 7):
«Поколение Z» - условное название для людей, родившихся после 1995 г. и до 2010 года. У них есть ряд определённых особенностей, которые их и отличают от людей, родившихся ранее».
Заинтересовало…Набираю в «поиске», читаю у Евгении Шамис на сайте rugenerations.su «Теория поколений в России»:
«Zеты» выросли в среде цифровых технологий. Они почти не пользуются городским телефоном, не помнят номера друзей, плохо ориентируются в пространстве, т.к. им всегда поможет Google. Они не считают знаки в смсках (в WhatsApp это не имеет никакого значения), не встают рано утром, чтобы посмотреть Дисней-клуб, - у него всегда несколько каналов с мультиками и спутниковое телевидение. Они мыслят иначе. Практически с первого класса они имеют аккаунт в социальных сетях. У «Zетов» 354 друга во Вконтакте, 511 в Фейсбуке. Они не способны строить прочные связи: расстаются с людьми, когда им становится некомфортно.
Благодаря интернет–технологиям, их мир шире: не этот друг, так другой, не эта компания, так следующая.
«Поколение Z» называют лентяями и эгоцентристами. Не лучшие качества для учебы. Но учить их нужно. Эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире.
Они быстро анализируют большие объемы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляются с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат их в курсе тенденций».
Анализирую информацию…Они — клад для учителя! Но чтобы этот клад заполучить, нужно ставить задачи иначе (слайд 8).
Нужно предложить им новые, интересные формы для активизации их потенциала и для раскрытия способностей.
Идея изменений
«Не пытайтесь открыть новую дверь старыми ключами» (слайд 9)
С «приходом» ФГОС центральной задачей образования становится соединение внеклассной и учебной работы, расширение работы для практической деятельности школьников, развитие универсальных учебных действий и как итог - становление гармоничной, конкурентоспособной, самостоятельной личности.
Учащиеся успешно осваивают образовательную программу, являются активными пользователями информационного пространства, все, по большей части, общительны, коммуникабельны. Но! Современные условия жизни требуют от них большего.
В профессиональном стандарте «Педагог» отмечается, что «необходимым условием воспитательного компонента является: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни».
Как мы видим - деятельность современного педагога должна быть направлена на формирование и реализацию программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Вникаю глубже, нахожу «совсем новый» документ: «Стратегия развития воспитания до 2025 года».
В проекте выделен ряд направлений воспитательной деятельности: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания.
Основная идея моего опыта – использовать в деятельности классного руководителя современные интерактивные формы работы, способствующие формированию социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей воспитанников (слайд 10).
Новизна представленного опыта
Практическая значимость представленного опыта заключается в возможности его использования в массовой школе (слайд 11). Для классных руководителей нашей школы, апробированные интерактивные формы для организации взаимодействия учащихся и формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей стали новым шагом в воспитательной деятельности.
Концепция изменений
К сожалению, в погоне за выполнением календаря памятных дат в плане воспитательной работы, педагоги крайне редко рассуждают о «настоящности» со-бытий и «понарошечности» мероприятий. Воспитательное событие - это новый формат деятельности, с введением которого меняется многое (слайд 12).
Что изменилось?
1. Были воспитательные мероприятия, а стали воспитательные события (слайд13).
2. Формы работы были только в соответствии с планом воспитательной работы и с общешкольным планом, теперь изменились и стали более современными и эффективными (слайд14).
3. Сам план воспитательной работы с классом (слайд15).
Данные изменения открыли новые возможности взаимодействия с учащимися.
Новые возможности взаимодействия «Расширяем границы»
Раньше взаимодействие проходило только на уровне класса, теперь мы «расширили границы» (слайд 16). Дети сами разрабатывают и реализуют проекты.
Зона охвата - вся школа
- «Социальный слоган» - социальный проект 1-е место,
- «Весна идёт, весне дорогу!» - социальный проект - участие и часть учащихся в составе проектной группы,
- «Ветер перемены» - социальный проект - организаторы, председатели проектной группы,
- Интернет конкурс «Хамелеон» - всероссийский конкурс веб-проектов – 4-е место,
- проект «Про школу» участие в викторине «Источник знаний».
Ребята самостоятельно работают с информацией. Ищут сами, привлекают других, растёт активность, повышается коммуникативная и информационная компетентность. Всё чаще мы поднимаем социальные темы, обозначаем их значимость и необходимость общественной и социальной деятельности.
Результаты
Результатами использования современных интерактивных форм взаимодействия с учащимися и учащихся между собой стали достижения, которые сгруппированы в группы качественных и количественных показателей.
Количественные показатели (слайд 17) отражают динамику числа учащихся, вовлеченных в воспитательные события, желающих продолжать участвовать и разрабатывать их, привлеченных к участию в дистанционных и сетевых мероприятиях, количество таких мероприятий;
качественные (слайд 18) - разнообразие форм и тематики событий, вызывающих интерес у воспитанников, отзывы учащихся, результаты наблюдений и самонаблюдений за формированием универсальных учебных действий учащихся.
Отзывы коллег, результаты диагностики психолога, подтверждают, что предложенное направление в воспитательной деятельности фокусирует в себе деятельностный подход и программу формирования универсальных учебных действий.
Трудности работы состоят в выборе интересной для детей формы взаимодействия, которая была бы направлена на достижение личностного результата каждого ученика. Порой трудно сделать воспитательное событие по-настоящему значимым, отойти от формальности реализации поставленных целей. Но делать это необходимо, продумывая каждый шаг при планировании своей работы. Возникают проблемы неготовности педагогов к такой деятельности, и нехватка временного ресурса (слайд 19).
Условия реализации изменений предлагаемого опыта
Универсальность предложенного опыта заключается в отсутствии каких-то специальных требований к условиям его реализации (слайд 20).
- Если нам нужен выход в интернет, то мы возьмём телефоны и с помощью мобильных приложений отредактируем текст или «загрузим картинки».
- Если нам нужны идеи, то мы проведём опрос среди других учащихся.
- Если нам нужна помощь в реализации какой-либо акции, то мы обратимся к родителям.
Но одно важное условие, необходимое для реализации - это умение педагога правильно подобрать формы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, с целью раскрытия потенциала учащихся и использования всего ресурса класса.
Для этого необходимо совершенствоваться.
Я прошла курсы на сайте edugalaxy.intel.ru «Элементы. Методы оценивания в классе 21 века». На основе данного материала разработала для себя стратегию формирующей оценки результатов деятельности ребят в подготовке воспитательных событий. Учу их планировать, строить планы-прогнозы и объективно оценивать результаты своей деятельности.
Также полезным для меня стали модульные курсы на сайте «1 сентября». «Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения». Залог успешного взаимодействия в коллективе - это умение слышать друг друга и говорить «на одном языке». Я учусь этому сама и учу ребят.
В процессе апробации форм и приемов взаимодействия с учащимися познакомилась со сборником проектов «Сетевая библиотека – центр информационно - образовательного пространства», в котором определено понятие сетевого образовательного события, рассмотрены методические особенности проектирования и организации образовательных событий в сети, предложено описание конкретных образовательных и воспитательных событий.
Читая книгу С.Л. Лескова «Живая инновация. Мышление 21 века», я понимала, что нужно развиваться, не стоять на месте, пробовать новое.
И пробую! Разработала план по дальнейшей работе над данной темой, где в каждом пункте есть строка «научиться» . Таким образом, неотъемлемое условие реализации опыта – пополнение методической копилки знаний, творческий поиск и желание «менять и пробовать».
Хотите сделать своих воспитанников активными? А насколько активны Вы сами? (слайд 21).